[COLOR=darkblue]Общий грех
В чём же эта общность? В первородном грехе.
Часто нам даже и невдомёк, что грех у нас общий, что мы все в нём участники, что несём мы его на себе сообща, и спасаемся сообща. Все мы взаимосвязаны. У всех нас круговая порука. И самый факт, что мы этого не ощущаем, что всё воспринимаем слишком индивидуально, отчуждаясь, обособляясь, отъединяясь во всём, уходим в себя — это мол моё личное дело — всё это говорит о нашем общем грехе — раздробленности. Каждый на свою сторону, по змеиному, в свою норку.
Не так задумал нас Господь, не такими сотворил нас вначале. Не разбитым сосудом, а цельным. Не щепками порубленного дерева, а Древом Жизни. Не отломленными ветвями, а виноградной лозой. Не омертвелыми членами размождённого тела, а единым живым организмом — Телом Христовым. Таковы библейские образы, такова и целенаправленность нашей истории, нашей культуры, нашей памяти исторической, нашей науки, нашей народности.
Перед нами живой пример раскаявшейся грешницы — Марии Египетской, которой посвящена эта пятая неделя великого поста. Её жизнь в Александрии в юности отражает социальные условия, в которых она родилась, выросла и куда включилась. Её личные грехи — отражение общества в котором она росла и жила. Влияние социальной среды было неотразимым, ничего другого она не знала, ничему другому она не научилась, попала в круговорот безумной светской жизни и стала жертвой необузданной страсти окружавших её людей.
Женщина во всей истории человечества — потенциальная жертва своей первоначальной соблазнительности — Евы Адамовой, попадающей в капкан своего собственного соблазна, часто в жизни неосознанного, но страшного своими последствиями. Жуть их в том, что Адам слишком силён. Часто невинное дитя, наивная бабочка летающая на свет и влетающая в огонь обжигает крылья и падает, становясь жертвой мужской социальной и даже физической силы. Не потому ли Христос спросил женщину взятую в прелюбодеянии по словам Евангелия: «Никто не осудил тебя? — Никто, — ответила она». Все стоявшие тут, и приволокшии её грубые мужчины молча разошлись, когда Христос сказал им: «Кто из вас без греха первый брось в неё камень. Никто не осудил тебя? — Никто Господи. — И Я не осуждаю тебя». Вспомним и другие подобные примеры в Евангелии.
Мария не знала, что делала. Спросила людей, толпившихся на пристани Александрии в Египте: куда едете? — В Иерусалим. — Отвечали они. — И я еду с вами. Вмиг решила она. Весело будет и подработаю — подумала. На корабле впервые услышала о Христе, совсем как многие в наши дни, ничего не знала о Нём. Впервые увидела христианскую жизнь. Впервые открылись глаза на жизнь, ощутила разницу, пропасть между собою и ими. В их глазах светилась радость, в сердцах был мир, выражение лиц строило чистую святую любовь. В ней было смятение, состояние было хаотическое, в сердце — муки совести, страдания.
Когда все входили во храм в Иерусалиме, идя ко гробу Господню, она не могла войти, какая-то сила её не пускала. «Перейди через Иордан» — услышала она, «там за рекой обретёшь мир». За рекой была пустыня. Мария ушла туда и осталась в одиночестве в этой пустыни 40 лет, взяв на себя все грехи, и свои, и чужие, каясь во всём, и принося себя в жертву за всех и за всё. В покаянии обрела мир.
В среду вечером в православных храмах на этой недели было Мариино стояние. Тысячи, милионы верующих стояли с Марией в её пустыни, в пустыни души каждого пришедшего в храм. Пели в ответ на слова священника — помилуй меня Боже, помилуй меня. А священник читал покаянный канон преподобного Андрея Критского, другого такого святого, взявшего на себя все грехи людские. «Ты сотворил меня и дал мне брачную одежду, и я был в Раю, но грехом разодрал боготканную одежду и теперь изгнан из Рая нагой… страдаю. Помилуй меня Боже, помилуй меня».
[/COLOR]